Нужно ли носить школьную форму?

Директор нашей школы обязывает всех младших школьников носить форму. Но многие родители против этого. Как нам быть?
А. И. Никонорова, Москва
В НЕКОТОРЫХ школах совет может принять решение об обязательном ношении школьной формы. Такие прецеденты уже были в отдельных российских регионах. Законно ли это? Абсолютно, если такое решение записано в уставе общеобразовательного учреждения.
Отмена школьной формы в перестроечное время народ воспринял как революцию. Действительно, в России еще в XIX веке гимназисты носили полувоенные мундиры и форменные фуражки. Была специальная одежда и для девочек. В советское время традицию продолжили. И вдруг — дети пошли в школу в разной одежде. Тогда было очень много споров. У школьной формы нашлось немало сторонников и противников. Однако многие неправильно поняли суть преобразования. Государство только отменило обязательное ношение школьной формы. Но ее никто не запрещал. Сейчас никто не мешает любой школе ввести у себя определенный стандарт одежды.
Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Документов на этот счет не существует. Для того чтобы нарядить детей в стандартные пиджачки и платья, нужна только добрая воля администрации и родителей. Если решение принято, ваш ребенок обязан появляться на занятиях только в форме. Но, как говорится, есть момент…
Вашего ребенка не могут заставить ходить в школу, скажем, в экстравагантной, вызывающей одежде. Это уже противоречит Конвенции о правах ребенка, которая гласит, что школьная дисциплина может поддерживаться при помощи методов, «отражающих уважение человеческого достоинства ребенка…». Поэтому проследите, чтобы школьная форма была нормальной деловой одеждой.
Кстати, вопреки распространенному мнению в школьной форме все-таки больше плюсов, чем минусов. Специалисты по детской психологии считают, что стандарт одежды воспитывает чувство принадлежности к школе и гордости за нее. Кроме того, она устраняет соревновательность в одежде среди детей. Ребенок из богатой семьи уже не будет иметь повода для издевательств над более бедным одноклассником. И самое главное — ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени.
В последнее время за возврат школьной формы выступает очень много родителей. По данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), число сторонников единообразия в одежде учащихся (по сравнению с данными двухлетней давности) увеличилось на 16%, и сегодня это две трети респондентов. За единую школьную форму высказалось и Министерство образования и науки. Противников школьной формы осталось столько же — 31%, а вот ее сторонников уже 64%.
Главные аргументы противников одевания школьников на одно лицо — элементарное нежелание детей ее носить (32%) и «потеря индивидуальности» (18%). Низкое качество тканей и пошива отмечали 14%, увеличение расходов на обучение ребенка — 15%, затраты времени родителей в связи с покупкой формы.

А вот мнения детей и взрослых по этому поводу.

Анастасия Петрова, ученица 9-го класса:
«Школьная форма не в моем вкусе. Мне кажется, что в ней я буду чувствовать себя скованно, поэтому лучше носить свою одежду. И дело не в том, что я хочу выделить себя среди всех остальных. Просто хочется надевать то, в чем я ощущаю себя комфортно».
Василий Груздев, ученик 10-го класса:
«Я против школьной формы. Думаю, что это не решит никаких проблем. Конечно, хорошо, когда каждое утро не надо думать, что сегодня надеть. Просто надел школьную форму, и все. Но в своей одежде чувствуешь себя удобнее. Потом у каждого человека свой имидж, и поэтому хочется подчеркнуть свою индивидуальность».
Алексей Пименов, педагог:
«Было бы лучше, если все ученики носили школьную форму. Во-первых, это стирает различия, обусловленные социальным статусом родителей учащихся. Мне как учителю важно, чтобы в классе было равенство между учениками. Если этого нет, то происходит борьба, или, другими словами, соперничество».
Тамара Соколова, педагог:
«Я много разговаривала с учениками на эту тему. В принципе сейчас в школах никаких расслоений по социальному статусу нет. Такой «крутой» ученик, который позволяет себе излишества в одежде и выпячивает достаток своих родителей, сам чувствует большой дискомфорт. Сами же ученики могут поставить таких «крутых» на место, сказав, например, что ему место в частной школе. Вообще я считаю, что нет большой необходимости одевать детей в школьную форму. Это, скорее всего, больше подходит частным школам, а не муниципальным».
Что касается зарубежного опыта, то в США, где все больше детей ходят в школы в одинаковой одежде, был проведен опрос среди учителей. Он показал, что введение формы в 60% случаев улучшало дисциплину в классе, повышало уровень внимания учеников. Да, соглашались педагоги, с одной стороны, школьная форма нивелирует личность, но с другой — она сплачивает коллектив. По результатам другого опроса, родители американских ребят уверены: форма — знак элитарности учебного заведения.


Ольга ИВАНОВА
Оригинал статьи: http://gazeta.aif.ru/online/dochki/348/30_01

Зачем нужна защита ребенку? И что лучше выбрать?

Что думают о корпоративной школьной одежде сексолог, директор физматшколы и модельер

Школьная форма: за и против

Школьная форма в СССР

Обзор рынка: школьная форма

Министерство образования Российской Федерации

Рекомендации по измерению фигуры ребенка

Hosted by uCoz